utnapishti: (Default)
utnapishti ([personal profile] utnapishti) wrote2018-03-03 07:39 pm

евреи на скамейке и Гитлер на носках

Может быть, вы помните: в конце января я писал тут о том, как в песеннике одной студенческой корпорации (буршеншафта) нашли песню, в которой усмотрели антисемитское высказывание, и какой из-за этого поднялся скандал: лидер списка FPÖ в Нижней Австрии был вынужден уйти из политики (т.к. он был заместителем председателя этого буршеншафта), руководители государства, все как один, сказали, что антисемитизму в Австрии не место, а "Управление по защите конституции и борьбе с терроризмом" стало проверять, имело ли место нарушение "Закона о запрете". Юзер [livejournal.com profile] gianthare написал тогда у меня в комментарии, что вся история вызывает у него "общее недоумение". Не знаю, что в точности он имел в виду, но вообще по поводу недоумения я согласен. В конце концов, весь "антисемитизм" там в одной фразе, о том как Бен-Гурион на пирушке говорит напившимся "германцам": "давайте поднажмём - выполним и седьмой миллион", причём в качестве "давайте поднажмём" употреблена фраза "поддайте газу". Шутка, конечно, так себе, на уровне "Почему Гитлер самоубился? - У него не хватило денег, чтобы оплатить счёт за газ". Могу себе представить, что некоторые скажут "о таком нельзя шутить", а другие - что в качестве внутреннего еврейского горького чёрного юмора это ОК, но когда слышишь такое от потенциальных антисемитов (что бы это ни значило), для которых это не горький юмор, а гыгыгы, то уже нехорошо... Так же и по поводу того, является ли эта фраза антисемитской: я бы априори не стал бы присваивать ей этот громкий титул, а кто-то другой - наоборот (что и произошло), но вообще я сказал бы, что антисемитизм следует искать не в самой фразе, а в том, как её употребляют. Говорят, например, что в здешних краях тема газа - самый распространённый вид шуток на тему известно-чего...
Но основной повод для недоумения - не в этом. Многие посчитали, что в такой ситуации этот политик должен уйти в отставку - ОК, значит, такие тут нравы; а может быть, просто порадовались очередному случаю пнуть FPÖ. Но когда полиция с собаками делает обыск в оффисе буршеншафта, чтобы найти и конфисковать все экземпляры песенника? Когда их посылают на радиоуглеродный анализ ХИМИЧЕСКУЮ ЭКСПЕРТИЗУ, чтобы проверить, правду ли сказал этот политик, что он видел только экземпляры тиража, в котором эти строчки были типографически замазаны чёрной краской (экспертиза должна выявить, когда - не слишком ли недавно - был выпущен этот тираж)? Мне думается: не слишком ли много ажиотажа и усилий? Далее, мне думается: не в том ли тут причина, что таким образом политикам и чиновникам будет проще сказать в случае необходимости: вот видите, как бескомпромиссно мы боролись с антисемитизмом! В любом случае - это проще, чем менять школьную программу так, чтобы в ней содержались упоминания о Холокосте...


Не прошло и месяца - и произошла ещё одна подобная история. На этот раз - другой буршеншафт (не Germania, а Sudetia); тоже одному политику пришлось уйти в отставку (но не такому высокопоставленному - всего лишь пресс-референту Норберта Хофера, если вы ещё помните, кто это такой... впрочем, сейчас Хофер - министр "транспорта, инновации и технологии", т.е. инфраструктуры); зато "нехороший текст" на этот раз более занимательный.

Два еврея попали на крышу

Маленький Ицик рыбу удил
Zwei Juden saßen auf einer Bank,
der eine roch und der andere stank.
Da sagte der roch zu dem, der stank:
"Jetzt setz ich mich auf eine and´re Bank!"
Два еврея сидели на скамейке,
От одного плохо пахло, от другого воняло.
Первый сказал второму:
"Я пересяду на другую скамейку!"
Zwei Juden schwammen einst im Nil,
den einen fraß ein Krokodil,
den anderen hat es nur angeglotzt,
da hätt´es den ersten fast ausgekotzt.
Однажды два еврея купались в Ниле.
Одного из них сожрал крокодил.
На второго он только пялился,
потому что его почти вытошнило от первого.
Zwei Juden badeten einst im Fluß,
weil jeder Mensch einmal baden muss.
Der eine, der ist ersoffen,
vom anderen wollen wir`s hoffen.
Однажды два еврея мылись в реке,
потому что любой человек время от времени должен мыться.
Один из них утонул.
Второй, мы надеемся, тоже.

По-моему, этот текст намного более "так себе", чем тот, с Бен-Гурионом и газом - по крайней мере, ему я бы уже присвоил громкий титул... Но такого громкого скандала, как в первом случае не было: то ли потому, что история слишком похожая, то ли потому, что на этот раз не было таких важных политических последствий, то ли потому, что план по борьбе с антисемитизмом уже выполнен...



А вот ещё одна история - правда, не про антисемитизм (unless мы считаем, что всё, что происходит в Польше, - заведомо про антисемитизм), но хоть про Гитлера.

На днях в газетах написали, что одна польская фирма выпустила носки с изображением Гитлера!
Не с реалистичным изображением, конечно - а с таким вот узором:



Но это не случай из категории произвольных ассоциаций "шестиконечная звезда -> Judenstern -> антисемитизм" или "волнистая линия -> аллах -> исламофобия" [если история с аллахом прошла мимо вас, см. здесь], а в данном случае "усики -> Гитлер -> неонацизм": эта модель действительно называется "Адольф".
Её разработала польская фирма "nanushki", специализирующаяся на носках. У них тщательно разработанный сайт, с шутками-прибаутками ("исследования показали, что носки нашей фирмы крайне редко теряют пару при стирке... люди, которые носят носки нашей фирмы, улыбаются в два раза чаще" итп.). У них есть разные серии носков, и среди них - "Happy Friends Socks" с изображением разных зверюшек, а также персонажей - в основном вымышленных, но есть и реальные: например, Мэрилин (Монро), Альберт (Эйнштейн). По поводу каждого персонажа - шутливая аннотация в основном абстрактного характера, но отчасти связывающая факты из его жизни с носками.
И вот, значит, среди них был "Адольф". Аннотация выглядела так:
Zręczny strateg i urodzony przywódca. To on czuwa nad porządkiem w szufladzie ze skarpetkami i jest w tym naprawdę skuteczny. W wolnych chwilach obmyśla i rysuje plan podbicia świata. Perfekcyjny do głębi swojej bawełnianej duszy, ma słabość do szybkich samochodów, płomiennych przemówień, dobrych garniturów i pięknej Marilyn. Strach pomyśleć, że mogłoby być ich dwóch. Och, chwileczkę...
Искусный стратег и прирождённый предводитель. Следит за порядком в ящике для носков и действительно преуспевает в этом деле. В свободное время обдумывает и рисует план завоевания мира. Перфекционист до глубины своей хлопковой души, он питает слабость к быстрым автомобилям, пламенным речам, хорошим костюмам и прекрасной Мэрилин. Страшно подумать, что таких могло бы быть двое. Ой, минутку...
[смысл последней фразы, по-видимому в том, что в паре носков их-таки двое.]

Короче, кто-то заметил, кто-то (упоминаются представители музея Аушвица) возмутился... Нанушки сказали, что ничего плохого не имели в виду, что идея была шутливо-ироническая, но раз так, то переименовали Адольфа в Патрика - по-видимому, условный персонаж. Некоторые фрагменты "биографии" "Адольфа" (хлопковая душа, быстрые автомобили, хорошие костюмы и прекрасная Мэрилин) сохранились в аннотации, другие были изменены: "Маклер, финансист, бизнесмен, филантроп", итд.

Если вы сейчас зайдёте на страницу этой серии, то увидите и Патрика, и Альберта, и Мэрилин, и многих других.
Вот только в верхней части страницы - по крайней мере в данный момент - до сих пор написано:
Skarpetki Happy Friends Socks to gorący skład, który musisz mieć na oku. Piękna Marylin, zadziorny Vincento, mała Astrid i oczywiście sprytny Adolf.
[oczywiście! oczywiście!!! oczywiście!!!!!]
Носки Happy Friends Socks - это быстро раскупаемый ассортимент, за которым нужно следить. Прекрасная Мэрилин, задиристый Винценто, маленькая Астрид и, разумеется, ловкий/хитрый/пронырливый Адольф.

[identity profile] ntsil.livejournal.com 2018-03-03 07:02 pm (UTC)(link)
Что-то я впечатлена. Причём всеми частями этой истории.

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2018-03-04 01:53 am (UTC)(link)
Я как-то не особенно... Наверное, привык уже. Не то чтобы подобных случаев было много, но они, выражаясь по нашей фене, вполне являются линейной комбинацией чего-то, что я уже видел. Если интересно, посмотри более старые записи с меткой "антисемитизм". В основном там хроника, но вот, например, исторический разрез (https://utnapishti.livejournal.com/365845.html) (планировалось ещё несколко подобных записей, но как-то не сложилось, зато в Википедии можно почитать про "самого главного бургомистра Вены" Луэгера (https://en.wikipedia.org/wiki/Karl_Lueger)).

[identity profile] enot.livejournal.com 2018-03-04 12:30 am (UTC)(link)
Однако. Студенческое братство.
Покажу сыну эти куплеты, а то он не знает, что такое антисемитские шутки.

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2018-03-04 01:44 am (UTC)(link)
Да.
В своё время я подумал, что представление большинства приличных и образованных европейцев о евреях можно выразить словами "фольклорный элемент". Несколько лубочное представление. Ну, этому можно найти несколько причин.

Но недавно я понял, что и "мы" - евреи и сочувствующие - вообще говоря, плохо представляем себе современный антисемитизм. Когда говорят о европейском антисемитизме (например, о том, что он "растёт", "поднимает голову" итд.) - в большинстве случаев речь идёт о тех случаях, когда он выражается в вандализме, хулиганстве или бандитизме. А вот про такой антисемитизм, не острый, а хронический, - почти ничего не известно. Не то чтобы я был сильно удивлён существованием этих стишков, но то, что вот и в наши дни молодые люди в центре Вены поют такое на своих встречах... в общем, картина мира в очередной раз была слегка подкорректирована.

[identity profile] xgrbml.livejournal.com 2018-03-04 05:38 am (UTC)(link)
Ну чего, куплеты про дурно пахнущих евреев подходят под понятие антисемитизм, а носки с Гитлером, как по мне, совершенно нормально.

[identity profile] ntsil.livejournal.com 2018-03-04 09:55 am (UTC)(link)
Носки с чудесными аннотациями -- разумеется, не антисемитизм, только, как по мне, это что-то ещё худшее в некотором смысле. Но адекватного слова не подберу. Т.е. тут важно место действия. Где-нибудь в бананово-лимонном Сингапуре или там, не знаю, Перу оно было бы ничего, нам их деятели -- тоже фольклорные персонажи, ничего не поделаешь. Но в Польше, of all places?! Предлагаю носочки в качестве сувениров прямо в Освенциме продавать, про аннотации, главное, не забывая. "Перфекционист до глубины своей хлопковой души", [censored].

[identity profile] asnat.livejournal.com 2018-03-04 11:48 am (UTC)(link)
мне тоже кажется, что это "хуже" или по крайней мере "не лучше"
антисемитские шутки - нечто архаичное, унаследованное от предков. не моются, гыгыгы
а тут молодые креативные хипстеры скреативили. им кажется, что гитлер - это забавно и даже, возможно, cool

[identity profile] ntsil.livejournal.com 2018-03-04 12:17 pm (UTC)(link)
Да.

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2018-03-05 02:22 am (UTC)(link)
Я думаю: нет никакого способа, рассказывая следующему поколению о WWII+Холокосте, не только сообщить в конечном счёте набор фактов (пусть и очень страшных), но и передать живое ощущение безмерного ужаса и катастрофы. Я практически уверен, что "в нас" оно ещё в какой-то мере есть в основном потому, что мы ещё общались с людьми, которые всё это видели. Даже если они про это прямо не рассказывали, всё равно - там слово, там недоговорка, там страх непонятно-чего - так и возникло это ощущение, которое в некоторых случаях заставляет нас сказать "вот так уже шутить нехорошо" - или хотя бы спросить себя.
Конечно, возможны индивидуальные исключения, но в массе, думаю, это так. И поэтому совершенно невозможно ожидать, что те, кто сейчас занимаются дизайном молодёжной одежды, при возникновении идеи выпустить носки со схематическим изображением Гитлера, схватят себя за руку и скажут - "нет, это нехорошо".
На мой взгляд, весь конфликт в том, что это происходит при людях (нас в том числе), ещё получивших "дозу" того, о чём сказано выше. Но мы уже не в той возрастной категории, на которую ориентируется молодёжная мода.
Короче, во всём этом я не вижу ничего необычного и ничего страшного.

[identity profile] xgrbml.livejournal.com 2018-03-04 05:59 pm (UTC)(link)
А, ну тут, значит, мы друг друга понимаем, но не согласны. Как по мне, Гитлер и должен в конце концов превратиться в фольклорного персонажа. Вроде Чингис-хана или султана Мехмета II (не вполне уверен в имени и номере), который захватил Константинополь. История из поста как раз показывает, что пока не превратился, но тенденция вполне есть, так что, Бог даст, в обозримом будущем все станет на свои места.

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2018-03-04 09:29 pm (UTC)(link)
Я в основном согласен. Мб. рановато в том смысле, что ещё есть много людей, которых это ранит. (И в этом смысле фирма отреагировала совершенно адекватно.) Не сомневаюсь, что многие люди по поводу превращения Гитлера в комический персонаж скажут "такого никогда не должно произойти"; но, размышляя о том, что в данном случае может означать "должно", я прихожу к выводу, что мне ближе подход ""должно" - это так, как оно скорее всего произойдёт", а произойдёт оно скорее всего именно так, и довольно скоро, потому что если в нашем поколении оно ещё так, то в следующем уже несомненно эдак (продолжу в комментарии к реплике [livejournal.com profile] asnat).

[identity profile] ntsil.livejournal.com 2018-03-05 05:06 pm (UTC)(link)
Ну да, должен. Только я бы сказала, что не в обозримом будущем, а в светлом. Но пока ещё живо даже некоторое количество тех, кто лично это пережил. И весьма большое количество тех, у кого пострадали близкие родственники (мне кажется, близкие -- это до двух поколений назад, т.е. родители и бабушки-дедушки, дальше уже времена кажутся в целом доисторическими) и кто, соответственно, воспринимает это тоже на весьма личном и болезненном уровне. Так что сорри, конечно, что я лично торможу наступление светлого будущего, но ничего не могу поделать.

Плюс хочу подчеркнуть, что сами носочки я бы пережила. В конце концов, топтать Адольфа ногами --не так и плохо. Добили меня аннотации. Потому что они превращают его не просто в фольклорного персонажа, а в _положительного_ фольклорного персонажа. Там же все характеристики в целом позитивные! А это уже, на мой вкус, ни в какое светлое будущее не лезет. Я уж не говорю о том, что дико извиняюсь, но стоящие рядом слова "Гитлер" и "перфекционист" немедленно вызывают единственную ассоциацию -- "окончательное решение понятно какого вопроса". И не поверю, что только у меня. Перфекционизм и "окончательное решение вопроса" -- это вообще синонимы. Уж не знаю, аффтары такие титаны креативной мысли, что так и задумали, или такие идиоты, что у них случайно получилось. Но мне, честно говоря, пофиг.

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2018-03-05 06:30 pm (UTC)(link)
> стоящие рядом слова "Гитлер" и "перфекционист" немедленно вызывают единственную ассоциацию -- "окончательное решение понятно какого вопроса"

Я совсершенно не согласен - в особенности по поводу единственности. Мне кажется, что утверждение перфекционизм и "окончательное решение вопроса" -- это вообще синонимы это в некоторой мере "подгонка под ответ". Опять-таки, до окончательного решения большинству поляков дела мало, а до того, что их в очередной раз захватили - побольше. Вот, в известной сцене в начале фильма "To Be or Not to Be" (https://en.wikipedia.org/wiki/To_Be_or_Not_to_Be_(1942_film))
https://www.youtube.com/watch?v=oN0vQFCAggM
про Гитлера сказано "sometimes he swallows whole countries" -- по-моему, ничем не менее естественное толкование его "перфекционизма".

[identity profile] ntsil.livejournal.com 2018-03-05 06:41 pm (UTC)(link)
Не буду спорить, тем более, что это льёт воду на мою же мельницу. Я как раз с самого начала хотела сказать, что самим полякам-то Адольф должен быть не сильно приятнее, чем евреям, что добавляет титанической мощи креативу.

[identity profile] gershshpraihler.livejournal.com 2018-03-04 06:23 am (UTC)(link)
всё это бы смахивало на "наш" фольклор про чукчей и нанайцев, если бы не холокост.
но другая ассоциация - типичные арсы ваши европейцы.

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2018-03-05 02:37 am (UTC)(link)
Я не согласен с оговоркой "если бы не Холокост".
Все любят позубоскалить за счёт других народов, и все находят себе оправдание "почему наши шутки не такие злокачественные, как шутки над нами".
Вот, для симметрии, возможный тезис:
"Русские шутки об украинцах особенно неуместны ввиду голодомора".

[identity profile] gershshpraihler.livejournal.com 2018-03-05 04:46 am (UTC)(link)
Где ж тут симметрия. Голодомор устроили не русские, а сталин с его приспешниками всех наций.

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2018-03-05 02:50 pm (UTC)(link)
Думаю, что то, что Сталин был не русским, а грузином, итд., интересует пострадавших так же, как евреев то, что Гитлер был не немцем, а австрийцем.

[identity profile] gershshpraihler.livejournal.com 2018-03-05 06:17 pm (UTC)(link)
Я не о том.
Режим не был русским. Не только по нацсоставу, но и по сути.

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2018-03-06 02:25 pm (UTC)(link)
Это околичности. А общее явление состоит в том, что почти любые два народа, живущие рядом, стебутся друг над другом.
Но самое смешное, что практически во всех случаях находят причины, почему "мы смеёмся над ними" не так плохо, как "они смеются над нами".
То самое "чувство собственной значимости".
Наверное, тоже какой-то общий закон.
Вероятно, у разных популяций вируса гриппа тоже есть чувство собственной значимости.

[identity profile] gershshpraihler.livejournal.com 2018-03-06 02:48 pm (UTC)(link)
то есть ты не согласен что у двух народов - "русских" и "евреев" обостренное чувство мессианства?
которого нет, скажем, у чехов и негров, то есть, блин, венгров.

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2018-03-06 10:27 pm (UTC)(link)
Это можно так назвать, но суть в том, что у всех народов есть чувство "мы всех лучше", и "примарным" фактом является именно это, а не то, как в точности оно выражается - с мессианством ли, с агрессией ли...
Короче, все мнят себя такими особенными, а ведь на самом деле все одинаковые на 99.99%.

[identity profile] gershshpraihler.livejournal.com 2018-03-07 06:31 am (UTC)(link)
вроде говорят что геном человека и первичноротых тоже отличается на доли процента.
в мелочах и суть.
мы реагируем на ничтожные колебания давления и температуры. на колебание в два раза (по абсолютному значению) мы уже не реагируем ггг.
что касается народов, любое высказывание отражает мировоззрение.
разница есть даже на уровне индивудуумов, пресловутый менталитет - не выдумка.
на уровне же народов есть мнение что у народов есть историческая миссия. не обязательно приписанная "свыше". просто так сложилось в историческом процессе.
и у разных народов она разная.

[identity profile] gershshpraihler.livejournal.com 2018-03-05 04:49 am (UTC)(link)
Два года назад я в компании польских мгимошников не стесняясь выстеьывал все культурные стереотипы. Досталось всем и ржал искренне. Теперь я бы не стал этого делать после их идиотского закона. А надо бы было к ним прислушаться, они на него намекали уже в конце.

[identity profile] idelsong.livejournal.com 2018-03-04 09:53 am (UTC)(link)
Студенческие корпорации этим славились, и в межвоенной Польше, и в Австро-Венгрии. В свое время Герцль опубликовал статью, где призывал еврейских студентов вызывать на дуэль. Это сработало. В еврейской энциклопедии Брокгауза-Эфрона в статье "Венгрия" пишут:

За убийство христиане осуждены были в 10,5 раза больше, за разбой в 9 раз, за убийство в состоянии возбуждения в 7 раз, чем евреи. Наоборот, за дуэли евреи были осуждены в 11,1 раза больше, нежели христиане; это объясняется тем, что евреи-студенты часто прибегают к дуэлям.

[identity profile] pilpilon.livejournal.com 2018-03-04 01:49 pm (UTC)(link)
Что кажется, привело к венгерско-еврейскому доминированию в фехтовании в ранних Олимпиадах.

[identity profile] xgrbml.livejournal.com 2018-03-04 06:01 pm (UTC)(link)
Каковое, в свою очередь, отражено в фильме Sunshine Иштвана Сабо.

[identity profile] baohe.livejournal.com 2018-03-05 05:56 pm (UTC)(link)
Я другого не пойму. Знакомый мне антисемитизм подразумевает "продажную беспринципную тварь" и "нехристь", которую "родину продала" и "лезет повсюду, куда не надо". Личная гигиена в этот славный список, казалось бы, не входит. Также как, например, тупость. Это уже для других меньшинств. А в Австрии/Германии совсем не так?

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2018-03-05 06:32 pm (UTC)(link)
КАК ЭТО НЕ ВХОДИТ??? Что евреи никогда не моются и от них всегда воняет чесноком - самый-самый классический антисемитизм!

Подозреваю, что тебе знаком только рафинированный питерский интеллигентский антисемитизм :)

[identity profile] baohe.livejournal.com 2018-03-05 08:27 pm (UTC)(link)
Я не про дореволюционно-местечковый стереотип, а про его современный аналог. Кто-то сейчас называет абрамовичей-ходорковских "вонючками"?

[identity profile] gershshpraihler.livejournal.com 2018-03-07 06:32 am (UTC)(link)
в 80-е годы в совецкой школе вполне существовал такой стереотип.
правда, тогда не мылся вообще никто, увы.