utnapishti: (sq)
utnapishti ([personal profile] utnapishti) wrote2015-07-14 03:25 pm

goji

В наш супермаркет опять завезли новый товар:



Эти ягодки - знаменитые "годжи", которые обычно продают высушенными во всяких "органических" магазинах и отделах. Свежими я их увидел впервые. Купил упаковку - попробовать, как они на вкус. Оказалось - более чем так себе.
Кстати, кто знает, какое отношение они имеют к русской фольклорной козе? :)

По поводу ягод годжи интересно вот что. Их рекламируют и продают как какую-то невероятно ценную пищевую добавку, полную витаминов, микроэлементов и чего только не. Я сейчас сделал поиск в гугле - и в первой же попавшейся заметке написано, что они увеличивают продолжительность жизни, являются мощными антиоксидантами, улучшают зрение, повышают иммунитет, уменьшают вероятность заболеть неврологическими болезнями, в том числе болезнью Альцгеймера, предотвращают сужение сосудов и связанные с этим болезни. И, разумеется, те, кто их регулярно ест, никогда-никогда не будут страдать импотенцией.
Всё это находится в разительном контрасте с тем, что о них написано в википедии. А написано там вот что: кроме того, что годжи используются в азиатской медицине как общеукрепляющее средство, никакие их "целебные свойства" не были научно доказаны. В той заметке, из которой я выписывал выше, написано, что годжи содержат в 500 раз больше витамина С, чем апельсины (надеюсь, имеется в виду относительно массы, а не одна ягодка vs. один апельсин); а в википедии: "The level of vitamin C is comparable to many citrus fruits and strawberries".
Откуда же берутся такие статьи?
Я так думаю: Кто-то тут кому-то хорошо платит.
А народ чего? Разве не все перед тем, как купить неизвестный, дорогой и якобы очень полезный фрукт или препарат, читают о нём в википедии?..
Опыт показывает: именно в этом месте особенно часто высказывается аргумент "а википедию вообще неизвестно кто пишет" (документально я такое слышал по поводу "оциллококцина").

А "русская фольклорная коза" тут вот при чём:
Помните песенку "я коза-дереза"? Ягоды годжи относятся к роду, который по-русски называется "дереза". И дальше, кстати, к семейству паслёновых - "поэтому" у некоторых видов дерезы ягоды ядовитые.
На самом деле, словом "дереза" называют и некоторые другие колючие кустарники - например, облепиху. Я сначала думал, что в песенке про козу-дерезу имеется в виду какой-нибудь более простой куст, но тут увидел, что по-немецки та дереза, на которой растут ягоды годжи, по-немецки называется "Bockdorn", т.е. "козлиная колючка" или "козлиный терновник" (хотя на рисунке ниже - "Teufelszwirn", "чёртов канат"). Так что, может быть, дереза из песенки - именно эта.

[identity profile] ilya-dogolazky.livejournal.com 2015-07-14 01:35 pm (UTC)(link)
странно, я бы сказал, что это барбарис

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2015-07-14 01:44 pm (UTC)(link)
нетнетнет
на вкус совсем другие. барбарис кислый, а у годжи типичный вкус невкусной полезной еды :)
внешне похожи, да. годжи несколько светлее и несколько "толще"

[identity profile] asnat.livejournal.com 2015-07-14 01:43 pm (UTC)(link)
Барбарис круглее и краснее. Кажется, мы тоже купили годжи на пробу и они так и лежат - фиг знает, что с ними делать. Это называется "суперфуд" (якобы).

[identity profile] dingir.livejournal.com 2015-07-14 03:09 pm (UTC)(link)
дада, суперфуды - это уже прямо-таки отдельная отрасль экономики из ничего практически:
http://ru.iherb.com/Superfoods

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2015-07-14 03:17 pm (UTC)(link)
по ссылке, неудивительно, сразу асаи-ягоды :)

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2015-07-14 03:21 pm (UTC)(link)
Но, опять-таки, удивительно, что это работает.
Если я вижу рубрику с таким названием - суперфуд - в каком-нибудь каталоге, то сразу думаю: скорее всего, коммерческое мошенничество.

[identity profile] dingir.livejournal.com 2015-07-14 03:50 pm (UTC)(link)
но множество людей этому верит - там еще комментарии благодарных потребителей о том, как бодрит и молодит. а есть еще прекрасные в духе: "съела уже две банки. эффекта ноль. буду продолжать" : ))
Edited 2015-07-14 15:54 (UTC)

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2015-07-14 03:59 pm (UTC)(link)
Знатные комментарии. Я остановился на "годжи это природная виагра и антидепрессант в одном флаконе" :)

[identity profile] mopexod.livejournal.com 2015-07-14 01:54 pm (UTC)(link)
Ты поднял руку на святое.

[identity profile] mopexod.livejournal.com 2015-07-14 02:11 pm (UTC)(link)
На ягоды годжи и их друзей - БАД-ы. Это же почти как скрепы.

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2015-07-14 02:46 pm (UTC)(link)
Что ж, у нас тут тихий уголок; а у того, кто решит рассказать всему миру, что слухи о свойствах этих ягодок сильно преувеличены, может быть, и могут случиться неприятности.

[identity profile] dingir.livejournal.com 2015-07-14 02:37 pm (UTC)(link)
в общем очередная модная ЗОЖ-приблуда, главное верить, тогда гарантирован эффект плацебо.
кизил круче -))

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2015-07-14 02:42 pm (UTC)(link)
Сухие годжи ничего на вкус (когде не пересушены), но свежие совершенно невкусны. Барбарис лучше.
А кизил я вообще очень люблю - и свежий, и варенье из него. А в Австрии и йогурт с ним есть.

[identity profile] dingir.livejournal.com 2015-07-14 02:46 pm (UTC)(link)
да, я тоже очень люблю кизиловое варенье, кстати давно не покупала, надо поискать как-нибудь...

а еще у меня есть знакомый по фамилии Кизилов и он терпеть не может кизиловое варенье и все кизиловое по понятным причинам.

[identity profile] very-fat-cat.livejournal.com 2015-07-14 03:08 pm (UTC)(link)
Ягоды годжи лучше всего в шоколаде... И полезнее - темный шоколад - антиоксидант. Так что годжи в шоколаде - настоящий суперфуд. :)

[identity profile] meamia.livejournal.com 2015-07-14 03:28 pm (UTC)(link)
Мне они очень нравятся сушеными, продаются по 4 доллара за фунтовый пакет в местном китайском супере.
i_eron: (Default)

[personal profile] i_eron 2015-07-14 09:08 pm (UTC)(link)
Сухие вкусные, а свежие, оказывается, ещё и красивые. Непонятно, чего ещё от еды надо :-)

[identity profile] riftsh.livejournal.com 2015-07-14 10:00 pm (UTC)(link)
> Откуда же берутся такие статьи?

напр.:

An Evidence-Based Systematic Review of Goji (Lycium spp.) by the Natural Standard Research Collaboration.
J Diet Suppl. 2015 Jun;12(2):184-240. doi: 10.3109/19390211.2014.904128

High glucose-induced barrier impairment of human retinal pigment epithelium is ameliorated by treatment with Goji berry extracts through modulation of cAMP levels.
Exp Eye Res. 2014 Mar;120:50-4. doi: 10.1016/j.exer.2013.12.006

Reversal of the Caspase-Dependent Apoptotic Cytotoxicity Pathway by Taurine from Lycium barbarum (Goji Berry) in Human Retinal Pigment Epithelial Cells: Potential Benefit in Diabetic Retinopathy.
Evid Based Complement Alternat Med. 2012;2012:323784. doi: 10.1155/2012/323784

и т.д.

При этом, надо иметь ввиду, что годжи содержит сильные иммуномодуляторы, может вызывать аллергические реакции вплоть до анафилактического шока (много документированных случаев) и способен провоцировать аутоиммунные расстройства.


[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2015-07-14 10:20 pm (UTC)(link)
Но разве в этих статьях доказываются какие-нибудь особые свойства этих ягод? По-моему, наоборот: я открыл одну из них, и вижу, что там по всем пунктам (Well being, skin aging, vision, cancer итд.) "unclear or conflicting scientific evidence".

[identity profile] riftsh.livejournal.com 2015-07-14 11:14 pm (UTC)(link)
К сожалению, в современной медицине значительная часть "scientific evidence" - "unclear or conflicting". В большинстве опубликованных исследований по перечисленным Вами и другим заболеваниям показан положительный эффект. Безусловно, было бы очень интересно провести клинические испытания с большим числом участников и большей статистической значимостью, но этого не было и (при существующей системе) никогда не будет сделано, потому что ягоды нельзя запатентовать, продавать по $100k за курс лечения и окупить эти испытания. Поэтому желающим придется полагаться на "unclear or conflicting", а нежелающим - есть другие ягоды.

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2015-07-15 12:17 am (UTC)(link)
Мне нетрудно поверить, в то, что от ягод годжи есть положительный эффект, но ещё легче - в то, что разница (в этом смысле) между ними и яблоками/лимонами не так велика, как нас стараются убедить.
Опять-таки, про витамин C: на goji+orange+vitamin C гугл выдаёт два типа результатов. Первый (таких больше) - с одной цифрой: в годжи содержится в 500 раз больше витамина С, чем в апельсине (на единицу массы). Второй - с двумя цифрами: в годжи столько-то на 100 грамм, в апельсинах столько-то. И отношение этих цифр - между 1.5 и 10, но никак не 500.
Недавно в haАрец была статья (http://www.haaretz.co.il/magazine/.premium-1.2662854) про выращивание годжи в Израиле. В начале статьи журналист повторяет этот бред про в-500-раз-больше, и тут же пишет: "в нём содержится 22 витаминов и минералов (германий!)". Ась? Что германий? Что журналист хотел сказать этим восклицательным знаком? Кто знает, что такое германий? Он витамин или минерал? Он полезен? Он продлевает жизнь? Он спасает от импотенции? Википедия говорит: "Для животных германий малотоксичен. У соединений германия не обнаружено фармакологическое действие".

[identity profile] riftsh.livejournal.com 2015-07-15 01:02 am (UTC)(link)
Яблоки и лимоны тоже полезны для здоровья и вызывают разнообразные положительные эффекты. В ситуациях, описанных авторами ~120 статей, включенных в обзор в моей первой ссылке, яблоки и лимоны в сравнимых дозах никакого эффекта не оказывают.

Обсуждать авторов Гаареца и рекламы в Гугле не очень интересно, но с витамином C в годжи ситуация действительно необычная - в ягодах содержится очень редкий аналог аскорбиновой кислоты в довольно больших количествах, а "простой" аскорбиновой кислоты почти нет. При этом, клинические свойства годжи определяются, скорее всего, не витамином C, а арабиногалактанами, арабиногалактановыми белками, каротеноидами и другими биологически-активными веществами. Если хотите почитать подребнее, вот хороший обзор (гл.14.3) - http://goo.gl/zvXXoI

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2015-07-15 11:00 am (UTC)(link)
Спасибо за пояснения и за ссылки на статьи. Вряд ли я стану читать их подробно - они для меня слишком специальные. В любом случае, кажется вероятным, что большинство поклонников годжи уверены в их сверх-свойствах не потому, что читали статьи (или даже их популярное изложение), а потому, что купились на яркие рекламные тексты.

[identity profile] riftsh.livejournal.com 2015-07-15 08:37 pm (UTC)(link)
Да, это правда, так же как потребители других методов лечения, да и всех остальных товаров и услуг. Большинство людей не читает статьи, а принимает решения на основе рекламы. В этом поклонники годжи ничем не отличаются от поклонников аспирина, яблок или телевизоров.