utnapishti: (Default)
[personal profile] utnapishti
Нашёл на книгообменной полке книжку с детскими стишками.
Язык явно славянский, но бросается в глаза нетипичное для славянских языков количество букв "с двумя точками": ä, ё, ї, ö, ü.










Что это за язык в точности? (Я знаю ответ, так что это загадка.)

Date: 2022-06-03 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Нашёл ответ?

Date: 2022-06-04 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] gianthare.livejournal.com

Нет, жду ответа

Date: 2022-06-04 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Ниже есть ответ (2 раза), но я напишу отдельную запись.

Date: 2022-06-04 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] gianthare.livejournal.com

Словенский выглядит более понятно. Хотя, если, скажем, эти более фонетически пишут

Date: 2022-06-04 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Тут необычно то, что это очень особенный диалект, который был географически и политически изолирован, и поэтому так сильно отличается и от основного языка, и от "мейнстримных" диалектов.

Date: 2022-06-05 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] gianthare.livejournal.com

Прочитал Вики. Но ты все равно напиши

Date: 2022-06-03 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com
вроде такая диакритика в полабском водилась

Date: 2022-06-03 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] xaxam.livejournal.com
По бабам, по лабам, проносит шаланду,
Три грека в Одессу везут контрабанду... (с)

Date: 2022-06-03 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Нет, это южнославянский.

Date: 2022-06-03 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] remi-jakovlevic.livejournal.com
Из греко-славянских диалектов, поди (буркнул он, даже не вчитываясь в текст)

Date: 2022-06-03 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Нет, греки тут ни при чём.

Date: 2022-06-04 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com
Угу, нашла ответ в Сети по поиску "mjaw, mjaw, baw, baw". Почитала про этот идиом.
Кросивое. (С)

Date: 2022-06-04 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
А, они всё-таки отчасти гуглятся.
Я при отборе примеров слегка следил, чтобы не было совсем прямых намёков, но, как оказалось, пропустил слона слово rozajonske, что помогло другому юзеру быстро добраться до точного ответа.

Date: 2022-06-03 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] xaxam.livejournal.com
Прелестная загадка, я трепещу в нетерпении. Ни один "большой" славянский язык явно не подходит. Судя по словарному запасу с колбасами и колядами — близкий к украинскому/закарпатскому, судя по латинской транслитерации с "умляутами" — к венгерскому. Какая-то мелкая дыра в Закарпатье, угол Словакии/Венгрии/Рутении/Украины?

Дополнительный аргумент — буква l' (латинское л с апострофом, характерное только для словацкого).

Сужает допустимый треугольник.
Edited Date: 2022-06-03 02:45 pm (UTC)

Date: 2022-06-03 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] igor mokin (from livejournal.com)
Koleda как раз южнославянская версия этого слова, без Н.

Date: 2022-06-03 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
> Ни один "большой" славянский язык явно не подходит.

Это верно.

> Судя по словарному запасу с колбасами и колядами — близкий к украинскому/закарпатскому

Это, я думаю, для всех славян общее.
(Кстати, я в прошлом году был в Болгарии и, наконец, позакомился там с луканкой, которая интересна тем, что этимологически родственна накнику.)

> судя по латинской транслитерации с "умляутами" — к венгерскому.

Мне кажется, буквы с двоеточиями могли возникнуть где угодно. В частности, если язык долгое время был неписьменным, а потом к нему письменность уже искусственно прикручивали в новейшее время.

> Какая-то мелкая дыра в Закарпатье

Вроде того, но не в Закарпатье.

Date: 2022-06-03 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] chhwe.livejournal.com

я бы проголосовал за кнаанит в лужицком варианте

Date: 2022-06-03 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] xaxam.livejournal.com
Шо за кнаанит вдали от Ханаана?

Date: 2022-06-03 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] chhwe.livejournal.com

одна из гипотез возникновения идиша использовала этот термин; грубо говоря как раз славянский еврейский язык на территории современной Лужицы по мнению Векслера породил идиш

«например, Биньямин из Туделы в XII веке называет Древнерусское государство "Земля Ханаан". Причина подобного отождествления неизвестна»

Date: 2022-06-03 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] xaxam.livejournal.com
Видели мы того Биньямина Третьего.

Date: 2022-06-03 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com
Ну, вроде бы, в чешском часто пишут что-то над буквами — хотя не факт, что конкретно две точки у них встречаются.:)

Date: 2022-06-03 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Нет, у чехов нет "двоеточий".

Date: 2022-06-03 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] chhwe.livejournal.com

У словаков есть, но только в ä.

Date: 2022-06-03 03:25 pm (UTC)
alon_68: (Default Pooh)
From: [personal profile] alon_68
Один из лужицких?

Date: 2022-06-03 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Нет, это южнославянский язык.

Date: 2022-06-03 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] igor mokin (from livejournal.com)
Один из каринтийских диалектов словенского? Умляуты на немецкий лад тогда. По окончаниям напоминает словенский.

Судя по крупицам в википедии, в этих диалектах есть переход G > H (а тут встречается глагол hleda), а также смягчение G > J между гласными (roe — явно читается "ройе", а по смыслу должны быть "роги", рога).

Date: 2022-06-03 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Почти верно. Пока скажу, что о нём есть отдельная статья в википедии (в т. ч. русская).

Date: 2022-06-03 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] igor mokin (from livejournal.com)
Тогда таки Венгрия с ее умляутами, прекмурский?

Date: 2022-06-03 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Нет-нет, каринтийский диалект словенского – почти правильный ответ. Просто это в некотором смысле особый случай.

Date: 2022-06-03 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] chhwe.livejournal.com

Меня сбило с толку отсутствие современных текстов в русской статье, посвящённой этому языку, а так меня сразу потянуло в Италию.

Date: 2022-06-03 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] chhwe.livejournal.com

Rozajonske даёт Дуличенко; как я и думал, один из итальянских славянских — резьянский.

Date: 2022-06-03 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Я думаю, мне нет необходимости подтверждать, что ваш ответ верный. Времено скрываю комментарий.

Date: 2022-06-03 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] very-fat-cat.livejournal.com
Попытка выбрать произвольную строчку (ма баба харду хлеба), ввести ее в гуглопереводчик и определить язык выдала язык Сепеди, язык народов банту в Южной Африке. Строчка была переведена как "они горький тяжелый смех". Видимо, баба горько и тяжело рассмеялась, увидев мясопродукты.
Вторая попытка, по исправлении опечатки (хледа), выдала венгерский язык, и уже более осмысленное "Я ищу трудное время". Очевидно, что у бабы было трудное время, ввиду недостатка мясопродуктов, и она тяжело и горько смеялась.
Более серьезно, я бы предположила, что это язык, на котором говорят где-то в районе границы между Румынией и Сербией.

Date: 2022-06-04 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] enemyoflj.livejournal.com
Резьянский?
А кто угадавший автор скрытого коммента? У меня есть гипотеза, хочу проверить.

Date: 2022-06-04 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Ответ верный, все комментарии раскрыты.

Date: 2022-06-05 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] elcour.livejournal.com
Книжку взял с книгообменной полки
С виду взрослую, но с детскими стишками

Profile

utnapishti: (Default)
utnapishti

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28 293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 20th, 2026 06:33 am
Powered by Dreamwidth Studios